Бытование традиционного костюма нижнечепецких удмуртов в д. Светозарево Слободского района
Вид: знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремёслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определённой территории.
Этническая принадлежность: северные (нижнечепецкие) удмурты ватка, слободская подгруппа.
Язык: слободской говор северного наречия удмуртского языка.
Конфессиональная принадлежность: православие.
Места бытования: Кировская обл., Слободской р-н, Светозаревское с/п, д. Светозарево.
Описание. Костюм удмуртов Слободского района Кировской области является вариантом традиционного удмуртского комплекса. Впервые удмуртские деревни Каринского стана Хлыновского уезда упоминаются в переписи населения 1615 года. По народным преданиям, они были основаны переселенцами из-под Хлынова (современный г. Киров), принадлежавшими североудмуртскому племени ватка. Слободские удмурты (вместе с косинскими) принадлежат племенному объединению нижнечепецких (улланьёс) ватка, поэтому их костюмные комплексы имеют сходства. Локальные отличия сформировались в результате изолированного существования двух этнотерриториальных групп в разных географических ареалах. Косинский вариант сохранил больше исходных, архаичных черт, тогда как костюм слободских удмуртов в большей степени испытал русское влияние.
В 1960-е годы на территории Слободского района насчитывалось 27 удмуртских селений. В начале 1970-х в связи с ликвидацией «неперспективных» деревень удмурты переселялись в деревни Светозарево (удм. – Гырдор), Пески. В результате работы местных учреждений культуры (сельского клуба, библиотеки) по актуализации и популяризации североудмуртской, в т. ч. местной, культуры, в 1999 году в Светозаревском Доме культуры (д. Светозарево) был открытобластной центр удмуртской культурыв 1999 году был открыт Национально-культурный центр (областной центр удмуртской культуры). Коллектив Центра состоит из местных жителей, здесь созданы условия для сохранения локальной традиции.
Удмуртский костюм в деревнях Слободского района бытовал до начала 1940-х годов. Далее традиционная одежда, изготовленная в конце XIX – начале XX века, хранилась как семейная реликвия. В 1980-е годы в Светозарево создаётся школьный музей, где собирается коллекция местного удмуртского костюма. Также традиционную одежду местные жители передавали сотрудникам Дома культуры (позже – Национально-культурного центра) не только с целью формирования коллекции, но и использования его в деятельности самодеятельного коллектива. В настоящее время традиционная удмуртская одежда применяется в культурно-просветительских мероприятиях светозаревского Национально-культурного центра, сельской библиотеки и школы. Традиционные костюмы обрели новую жизнь в качестве праздничной, концертной одежды.
Праздник «Выль джук». Народные игры. Слободской р-н, Национально-культурный центр д. Светозарево. 2022. Фото из открытых источников
Национально-культурный центр д. Светозарево. Традиционный костюм слободских удмуртов. Творческая лаборатории «Традиционный костюм народов Приволжья». КОГАУ «Дом дружбы народов»,
КОГАУК «Областной Дом народного творчества». 2022. Фото из открытых источников
Обряд Музъем ниманник (Земля-именинница). Слободской р-н, Национально-культурный центр д. Светозарево. 2023. Фото из открытых источников
Программа «Нам милее нет края для сердца». Слободской р-н, Национально-культурный центр
д. Светозарево. 2024. Фото из открытых источников
Самодеятельный народный танцевально-хоровой коллектив «Лыз кутюк». Кировская государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена. 2024. Фото из открытых источников
Бытование мужского костюма. Праздник «Выль джук». Слободской р-н, д. Светозарево. 2022. Фото из архива Национально-культурного центра д. Светозарево
Национальную одежду удмурты изготавливали из тонких волокон отбеленного льняного холста. В Светозарево бытует одежда замужней женщины и мужской костюм. Женская одежда дошла до наших дней в разрозненных, произвольно комплектуемых предметах. Девичьих рубах в Светозарево не сохранилось, а имеющиеся девичьи халаты комплектуются с предметами женской одежды.
Удмуртский женский костюм состоит из отдельных комплектов, включающих нижнюю рубаху улидэрем, распашное верхнее платье вылидэрем (шортдэрем) и нагрудник кабачи. Также в старину бытовали вышедшие из обихода холщовые штаны с узким шагом, низ которых прятали в надеваемых на ноги онучах и чулках.
Рубаха-платье (улидэрем) представляет собой полотнище, перекинутое спереди на спину без швов на плечах. К нему пришиты прямые боковые полотнища и прямые, без клиньев рукава. Небольшие ластовицы имеют квадратную форму. Треугольный шейный вырез симметрично располагается вдоль центральной оси. Его изготавливали, разрезая ткань ниже шейного выреза на 15-20 см в продольном направлении, потом края рубахи подгибали внутрь и подшивали. По подолу проходит полоса вышивки, оборка из кумача или лента красного цвета. К концам рукавов с лицевой стороны пришивали кумач или красный цветастый ситец.
Рукава слободских женских рубах украшены вышивкой красным шёлком, зелёной шерстью, полосами кумача. Характер этого декора даёт основание для выделения типов улидэрем’а. Во-первых, это гордэн (с красным) – рубаха, вышитая особым рельефным швом. Её декор состоит из кружочков, уложенных в 4 продольных ряда, по краям – узорная полоса зелёной вышитой каёмки из шерсти, кумачовые нашивки. Эта вышитая полоса уже, чем у косинских удмуртов.
Второй вид нарукавной вышивки суйвыл (нарукавная) представляет собой подобную гордэн продольную полосу, но выполненную швом набор. Просветы стежков, расположенных в продольном направлении, образуют богатое многообразие узоров, включающих S- и Х-образные фигуры, ромбы, иногда свастику.
Для третьего типа рубах – пелё – характерна композиция, расположенная в верхней части рукава, из крупной фигуры красного цвета (колтырмач) и треугольной кумачовой нашивки. Колтырмач представляет собой вытянутый шестиугольник в центре с обрамляющими его восемью попарно соединёнными фигурами с зубчатыми краями.
Нагрудный разрез женской рубахи закрывается особым атрибутом женского костюма – кабачи. В прошлом нагрудник привязывали с помощью верёвочек, пришитых с двух сторон нагрудника и к вороту рубахи. Сегодня кабачи закрепляют на булавки. Нагрудники изготавливали из прямоугольных кусков ткани размером 20 – 30 см, декорировали сплошной вышивкой шёлковыми или льняными нитками. Преобладает красный цвет, с добавлением зеленого, синего и черного. По назначению и орнаментации кабачи подразделяют на четыре типа:
1) Свадебный кабачи с орнаментальным мотивом «толэзь» (луна) в виде восьмиконечной звезды. Как правило, это крупный цельный узор, полностью выполненный красным шелком, почти без разноцветных вставок. Чёрные контуры утопают в стежках красных нитей и иногда почти незаметны из-за отсутствия просветов холста. Очертания вышитой фигуры четко вырисовываются, главным образом, благодаря изменению наклона стежков в отдельных частях узора, по-разному отражающих свет. Слободские вышивальщицы оперировали широкими ровными плоскостями. Невеста надевала свадебный кабачи по приезду в дом жениха, однако нагрудник с вышивкой толэзь использовали и в других праздничных ситуациях в праздничных комплектах одежды, что характеризует и современную ситуацию бытования удмуртского костюма в д. Светозарево.
2) Собственно праздничные кабачи вышиты «косым стежком» с орнаментальным мотивом в виде большой ступенчатой пирамиды, или подсвечника («чаг возён» – светец).
3) Ритуальные кабачи с крупной центральной фигурой в виде креста надевали во время моления в священной роще.
4) Повседневные кабачи декорированы мелкими орнаментальными мотивами без определенного композиционного центра, в технике «набор». В конце ХIХ века кабачи начали шить из кусочков разноцветной ткани, декорируя вышивкой.
Рубаха пелё. Национально-культурный центр д. Светозарево. Слободской р-н, д. Светозарево. Фото В.Н. Колотовой. 2024
Нарукавная вышивка пелё. Слободской р-н, д. Светозарево. Кон. XIX-нач. XX в. Фото Г.Д. Кайсиной.
Светозаревская сельская библиотека-филиал. 2022
Нарукавная вышивка женских рубах: гордэн (слева), суйвыл (справа). Кон. XIX-нач. XX в.
Национально-культурный центр д. Светозарево. Слободской р-н, д. Светозарево. Фото О.В. Ходыревой, Е.Г. Кайсиной 2024
Женская рубаха пелё, праздничный кабачи. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево.Слободской р-н,
д. Светозарево. Фото В.Н. Колотовой. 2024
Свадебные кабачи. Слободской р-н, д. Светозарево. Кон. XIX-нач. XX в.Фото Г.Д. Кайсиной. Светозаревская сельская библиотека-филиал. 2022
Кабачи: праздничный (слева), ритуальный (справа). Кон. XIX-нач. XX в. Светозаревская сельская библиотека-филиал. Фото Г.Д. Кайсиной. 2022
Повседневные кабачи. Музей Средней образовательной школы. Кон. XIX-нач. XX в. Слободской р-н, д. Светозарево.
Фото В.Н. Колотовой. 2023
Верхний распашной кафтан вылидэрем (шортдэрем) изготавливали из полотнища, переходящего спереди на спину без швов. Боковые холстины прямые. Халат имеет заправляемые вовнутрь ложные рукава с продольным разрезом. Центральное полотнище спереди имеет сквозной разрез по центру. Нагрудные отвороты созданы путём отгибания края полы и имеют узкую вытянутую форму. В слободских халатах встречаются реже красные, чаще – белые ластовицы. На уровне груди полы соединяются узкой полоской тесьмы, нашитой перпендикулярно краям обеих пол. Существуют разные, отличающиеся характером декора, виды кафтанов.
Сегодня бытуют праздничные кафтаны котыр понэм (кругом обшитый), украшенные до пояса красными лентами с узкими полосами вышивки и тесьмы между ними. В прошлом его надевали в комплекте с рубахой гордэн, суйвыл. Шортдэрембинямо (обвёрнутый) имеет небольшой воротник квадратной формы. Вышивку на груди сопровождает узкая полоска кумача. Бинямо надевали в комплекте с рубахой пелё.
Типы кафтанов бичам, кечёвыл бинем, по данным некоторых исследователей, в прошлом были девичьими [3]. Сегодня их используют в женских комплектах. Кафтан бичам (набор) также имеет небольшой квадратный воротник. Этот кафтан украшен вышивкой из крестов и ромбов, образованных просветами холста. Наличие в декоре свастик является свидетельством северорусского влияния. Вышивка выполнена терракотово-красным шёлком-сырцом в технике набор. Вылдэрем бичам надевали в паре с рубахой пелё.
Кафтан кечёвыл бинем (наискосок обёртывая) декорирован красными полосами, выполненными в технике мережки «настилом» в сочетании с редкими разноцветными вставками.
Слободской традиции характерен передник с грудкой – гадё ашет с узким поясом, плетёными тесёмками, пришитыми к грудке (силькал). Передники здесь изготавливали из красной пестряди в мелкую красно-чёрную, оранжево-черную клетку и фабричной ткани. Такую вещь можно было носить на обе стороны, т.к. фартук был двуслойным, сшитым из тканей разных расцветок. Каждая сторона имела своё цветовое решение. Подол передника украшали цветной лентой, чаще кумачом, позже – черным и белым кружевом.
Подпоясывались тканой или плетёной опояской из разноцветных шерстяных ниток – кускерттет (кус – талия, керттыны – завязывать), пояс завязывается с левой стороны. В начале XX века пестротканые длинные пояса с помпонами, кистями на концах удмурты приобретали на ярмарках.
Кафтан котыр понэм. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево, Слободской р-н. Фото В.Н. Колотовой. 2024
Кафтан бичамо. Нагрудная вышивка. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево, Слободской р-н. Фото Е.Г. Кайсиной. 2024
Кафтан бичам. Вид сзади. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево,
Слободской р-н. Фото О.В. Ходыревой. 2024
Кафтан бичам. Нагрудная вышивка. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево, Слободской р-н. Фото Е.Г. Кайсиной
Кафтан кечёвыл бинем. Нагрудная вышивка. Кон. XIX-нач. XX в. Национально-культурный центр д. Светозарево, Слободской р-н. Фото Е.Г. Кайсиной
В комплект украшений могло входить: бусы гырпинё (гырпинь – раковины каури) – стеклянные, с раковинами каури, чырты весь (шейные короткие бусы из стекла и речного жемчуга), кироскал – длинная тесьма с монетами и крестом (кирос – крест), бусы, включающие монеты – коньдоно (коньдон – деньги) или монисто, зындэс (перстни), поскес (браслет), по краям которого на цепочке подвешивали монетки. Серьги (угы) слободских удмуртов близки по форме русским из Великого Устюга. В 1 половине XX века в повседневном обиходе носили серьги калачевидной формы, а по праздникам надевала яркие, длинные, почти до плеча, серьги.
В старину женским головным убором служили головные полотенца (йыр кышет), концы которых украшали вышивкой и красными ткаными полосками, весяк кышет надевали на женщину поверх платка после первой брачной ночи.
Невесте перед свадьбой делали женскую причёску коколёк с закрученными у висков пучками волос. Позже эта традиция видоизменилась. В доме жениха невесте разделяли волосы прямым пробором на две равные части и каждую из них скручивали со шнуром (верёвкой) в противоположных направлениях, а затем завязывали вместе несколькими узлами на затылке (в теменной части), после чего получившийся узел (коколёк) перевивали концами волос и накрывали платком.
К началу XX века у слободских ватка головные полотенца вышли из обихода, им на смену пришли головные платки. Коколёк не завязывается, но традиция надевать платки на высокий пучок сохранилась. Женский головной убор слободских удмуртов состоит из двух платков: небольшой, как правило, сатиновый уличушкон (нижний платок) обязательно красного цвета (гордчушкон). Поверх него повязывают выличушкон (верхний платок) – фабричный платок любой расцветки, с цветочным узором. Женщины из богатых семей по праздникам надевали шаль с ярким цветочным орнаментом и кистями (тугочушкон). Выличушкон завязывали как под горло, так и сзади. Спереди делается загиб: так, чтобы был виден край нижнего красного платка.
До 1990-х годов сохранялся свадебный обычай кышет понна лыктон («прийти за полотенцем»). В прежние времена родственники жениха приходили в дом невесты и забирали головное полотенце (йыр кышет), которым новобрачная на второй день свадьбы прикрывала волосы. Во второй половине XX века вместо головного полотенца родители невесты отдавали платок.
К мужской одежде слободских удмуртов относится рубаха (пиосмурт дэрем) из красной мелкоклетчатой домотканины. Рубахи изготавливали из перегнутого поперёк прямого полотнища и двух боковых полотнищ той же ширины. Рукава пришивались к центральному полотнищу, под рукавом были квадратные ластовицы. Воротник отсутствует, рубаха завязывается узкой тесёмкой керттыськон. Грудь, рукава и подол рубашки украшает красная вышивка. Для штанов использовалась продольно-полосатая ткань синих тонов. Мужчины обычно носили на голове войлочные или сшитые из домотканины шляпы и шапки (изьы).
Традиционной обувью являлись лапти (кут). На удмуртских лаптях личико узкое, приподнятое, они заканчиваются острым носком. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные – из 7 и 5, для прочности добавляли конский волос. Под лапти надевали онучи. Мужские онучи (бинялтон) длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги и женские ботинки (коти) были праздничной обувью и носились летом. Зимой мужчины и женщины носили валенки (гын сапег).
Чырты весь (бусы). Кон. XIX-нач. XX в. Слободской р-н, д. Светозарево. Частная коллекция.
Фото предоставлено Г.Д. Кайсиной
Угы (серьги). Кон. XIX-нач. XX в. Слободской р-н, д. Светозарево. Частная коллекция. Фото предоставлено Г.Д. Кайсиной
Поскес (браслет). Кон. XIX-нач. XX в. Слободской р-н, д. Светозарево. Частная коллекция. Фото предоставлено Г.Д. Кайсиной
Костюмный комплекс слободских удмуртов. Головной убор (уличушкон, выличушкон). Национально-культурный центр д. Светозарево. Слободской р-н. 2002
Мужская одежда слободских удмуртов. Слободской р-н, д. Светозарево. Фото Е.Г. Кайсиной.
Национально-культурный центр д. Светозарево. Слободской р-н. 2022
Предметы, связанные с объектом. Предметы традиционного женского и мужского костюма: женская рубаха (улидэрем), нагрудник (кабачи), верхнее распашное платье (вылидэрем), фартук (гадё ашет), пояса (кускерттет), бусы, серьги, головные платки, мужская рубаха (пиосмурт дэрем), штаны (порты), женская обувь (коти).
Техники/Технологии, связанные с объектом: традиционный способ комплектования женского костюма, техники традиционного кроя одежды, декора: вышивка (рельефный шов, «косой стежок», «набор», мережка «настилом»).
Способы и формы передачи традиции. Передаётся в организованных формах художественной самодеятельности, базовым коллективом Национально-культурного центра д. Светозарево (Слободской район) самодеятельным народным танцевально-хоровым коллективом «Лыз кутюк»; в культурно-просветительских мероприятиях Национально-культурного центра д. Светозарево, Светозаревской сельской библиотеки-филиала, средней образовательной школы д. Светозарево.
История выявления и фиксации. Экспедиции музейной секции Слободского уездного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (г. Слободской Вятской губ.) в удмуртские деревни Слободского уезда (1920-1921 гг.) [2]; УдНИИ, Государственного музея этнографии народов СССР, Республиканского краеведческого музея (г. Ижевск) в Слободской р-н Кировской области (1969-1970 гг.) [4, 6]; к.и.н., доцента Удмуртского государственного университета И.А. Косаревой (г. Ижевск, 1984-1991) [3]. Современное состояние традиции зафиксировано в экспедициях отдела развития народной культуры КОГАУК «ОДНТ» (О.В. Ходырева, В.Н. Колотова, 2023, 2024 гг.).
Библиография
1. Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск, «Удмуртия», 1974. 40 с.
2. Долматова Т.М. Материальная и духовная культура удмуртов в собрании Слободского Музейно-выставочного центра. // Зеленинские чтения [Текст]: материалы Всероссийской научной конференции (Киров, 12 ноября 2013 года) / Департамент культуры Киров. обл., Киров. гос. универс., обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. Киров: Издательский Дом «Герценка», 2013. С. 134-137
3. Косарева И.А. Традиционная женская одежда удмуртов Слободского района Кировской области. // Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX – начале XX в.: Монография. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С. 65-101
4. Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск-Ленинград, Издательство «Удмуртия», 1973. 160 с.
5. Лебедева С.Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск: Удмуртия, 2008. 88 с.
6. Лебедева С.Х. Удмуртская народная одежда. Ижевск: Удмуртия, 2008. 208 с.
7. Трушкова И.Ю. Удмуртские КК. // История и культура Вятского края / под ред. И.Ю. Трушковой. М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2005. С. 360-368
8. Шутова Надежда Ивановна История происхождения и семантика лунного знака толезе // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-proishozhdeniya-i-semantika-lunnogo-znaka-toleze
Современное состояние объекта. Бытование старинного костюма в контексте культурно-просветительских мероприятий, сельских праздников, национальных праздников районного, областного и межрегионального значения. Женский костюм комплектуется как традиционно, так и произвольно, применяются современные украшения в этническом стиле, современная обувь. В ряде случаев используются традиционные женские ботинки (коти). Риск утраты связан с сокращением численности населения, распространением и вхождением в употребление стилизованного, сценического костюма.