Версия сайта для слабовидящих

Новости

29.03.2024
Выходные в #ОДНТ43
Читать далее…

Новости из районов

21.03.2024
Во Дворце культуры "Металлург" прошла увлекательная танцевальная лаборатория "Как Иван свой танец искал"
Читать далее…

Итоги конкурсов

28.03.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Моё время для творчества – это лето.

Для многих рукоделие – это увлечение, любимое хобби. А для Лии Пустовойт, руководителя квилт-студии «Тропинка» Областного Дома народного творчества Кировской области, рукоделие, вот уже более десятка лет, не просто хобби, это нечто большее.

  Обучая пэчворку (от англ. «заплата, лоскут» и «работа»), или лоскутному шитью, Лия Алексеевна с мастерицами квилт-студии создают удивительные вещи ручной работы, вкладывая в свои произведения не только все свое мастерство и талант, но и частичку своей души. Все, кому посчастливилось побывать на выставках и дефиле квилт–студии «Тропинка», могли увидеть, как лоскутки и всевозможные тряпочки превращаются не только в красивые и необычные панно, мягкие игрушки, одеяла, но и в эксклюзивную одежду. Все «экспонаты» современны и живут в нашей повседневной жизни. Подушки, украшения, аксессуары, одежда, бижутерия, созданные нашими мастерицами – настоящие шедевры текстильного творчества!

Лия Алексеевна признается: «Мне кажется, что лоскутное шитье сидело во мне с младенчества и однажды выплеснулось в бездонный мир творчества, доставив такую радость, которой хотелось поделиться».

Краткая биографическая справка. Лия Алексеевна Пустовойт закончила Кировский технологический техникум по специальности конструирование и моделирование одежды. Вся дальнейшая биография складывалась из желания совершенствовать приобретенные навыки и преподавать. Работала мастером производственного обучения, преподавателем домоводства в школе, 30 лет преподавала конструирование и моделирование в Доме культуры своего родного г. Кирово-Чепецка Кировской области, совершенствуя технику и мастерство. В 2003 году организовала квилт-студию «Тропинка», объединив людей из городов Кирова и Кирово-Чепецка. Лия Алексеевна является победительницей многих престижных областных и всероссийских конкурсов, фестивалей, выставок. В 2006 году стала победительницей областной выставки-конкурса «Мастеровые Вятки», а в 2007 году получила звание победителя конкурса «Вятский мастер - 2007» с присуждением премии имени А.И.Деньшина. В 2006 г. Лия Алексеевна удостоена звания «Ветеран труда». С 2008 года Лия Алексеевна получила звание «Народный мастер Кировской области».

Коллекция Лии Алексеевны в 2006г. побывала в Канаде, а в 2008г. работы мастериц квилт-студии с успехом экспонировались в Великобритании. На всех фестивалях, где принимали участие наша «Тропинка», их коллекции были высоко оценены членами жюри и участниками фестиваля, заслуживали положительные отзывы среди зрителей. Так, в 2013 году мастерицы вернулись с победами из Суздаля с XI фестиваля «Лоскутные узоры России – 2013», из г. Иваново с IX Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России»; из Марий Эл. В Йошкар Оле проходил Межрегиональный конкурс национального костюма "Марий вургем пайрем унала ÿжеш" ("Праздник марийского костюма приглашает в гости"). Авторитетное жюри присудило квилт-студии «Тропинка» звание лауреата II степени в номинации «Современный бытовой костюм. Костюмы, созданные с использованием современных технологий и материалов и сохраняющие традиционные особенности национального костюма». А в ноябре Лия Пустовойт в составе делегации Кировской области ездила в Москву на Международный симпозиум «Пэчворк как современное искусство»… Таким насыщенным и результативным оказался для квилт-студии «Тропинка» прошедший 2013 год! А это весомый повод, чтобы познакомить читателей с личностью неординарной, творчески устремленной, руководителем квилт-студии «Тропинка»– Лией Алексеевной Пустовойт.

- Лия Алексеевна, с чего всё начиналось?

 - Бабушка с папиной стороны была очень рукодельной, и, говорят, шила лучше всех в деревне. Я её не застала в живых. При мне всегда была баба Катя со стороны мамы. Мне, маленькой, очень нравилось трогать пальчиками пушистые половички-ляпачишки на сундуке (прим. автора - это половички из узких коротких полосок ткани, пришитых рядами на основу). Рассматривать огромный ткацкий станок, гладить ладошкой прялочку. Стала постарше – потянуло к швейной машине «Зингер», очень хотелось покрутить колесико. В школе я поняла, что шить мне нравится не на шутку, а к 10 классу шила на себя и на других. Потом был технологический техникум, размазанные слёзы, когда что-то не получалось. Но, пошивая вещь за вещью, я крепла в профессии, потому что хотелось стать настоящим мастером.

 - Как вы «пришли» к лоскутному шитью?

 - Когда я вела курсы кройки и шитья в Доме культуры «Дружба»своего родного г. Кирово-Чепецка, была в поисках своей методики, очень много книг перечитала, выписывала модные журналы из Риги, Таллина, а прибалтийские женщины, знаете, какие рукодельницы! Эти журналы напомнили мне о старинном народном ремесле – лоскутном шитье.

- Лия Алексеевна, как возникла квилт-студия «Тропинка» в Кировском ОДНТ?

 - Постигая глубины лоскутного моря, я не отходила от швейной машины, работала по 24 часа в сутки. Мода пошла! Помог счастливый случай: наши изделия заметила на выставке «Вятские мастеровые» Ирина Владиславовна Михалицына, заведующий отделом ДПИ областного Дома народного творчества, руководитель областного клуба художников и мастеров ДПИ. Для неё наши работы стали открытием. В результате нашего знакомства возникла концепция моей будущей работы в Кирове, так я нашла свою «Тропинку». Благодаря Ирине Владиславовне, я как лоскутница обучалась на курсах в Москве, участвовала в творческой лаборатории в Санкт-Петербурге, была на мастер-классах в Иваново и Владимире. Постигать искусство пэчворка можно бесконечно, возможно, поэтому интерес к нему необычайный.

- Расскажите, как ваша коллекция оказалась «за океаном»?

 - В 2006 году пригласили в Канаду на Фестиваль русского лоскутного шитья. Там мы демонстрировали коллекцию одежды, выполненную из тканей ручного ткачества 100-150-летней выработки. А началось всё с одной вещи. Мы её сшили из деревенского полога, подаренного старой мастерицей. На домоткани одна ниточка окрашена дубовой корой. Получился красивый натуральный цвет. Для отделки этого комплекта (платье, блуза, жакет, жилет) приходилось подбирать ткани, родственные основному материалу. Клеточка, тесьма неяркий набивной рисунок орнамента объединили весь наряд, каждая вещь получила своё звучание. Эта коллекция пользовалась особым успехом в Канаде. Публика равнодушной не осталась, заинтересовалась, ждала и просила продажи. Но условие было таково, что мы ничего не продаем. Стоит отметить, мы всё-таки подарили некоторые свои работы, и теперь они хранятся в нескольких музеях Канады.

- Откуда Вы черпаете идеи для творчества?

 - Для этого необходимо особое настроение, медитативное состояние. Ведь, любая работа – это портрет автора, олицетворение его души. А идеи витают повсюду. Для меня – это особое настроение, когда я вижу случайный лоскуток, нахожу в старом – новое. Некоторые видят будущее изделие во сне.

- В чем секрет искусства лоскутной мозаики?

 - Самое главное соединить «правильные» лоскутки по цвету и свету, чтобы они не перемешались в «кашу». Выбирая кусочек ткани важно его содержание – рисунок, цвет. Например, нельзя ставить вместе два светлых лоскута: они сольются в одно пятно. Понимание этого приходит постепенно, с опытом.

 - Свой опыт и знания вы обобщили в трех методологических пособиях по русским техникам лоскутного шитья.

 - Любимые мои техники – шитье из уголков, восьмерка, ватрушка, русский квадрат, ляпачиха. В них заложены бездонные возможности – это чистейший родник, из которого не одно поколение будет черпать свое вдохновение. Надеюсь, мои книги из серии «Русские техники лоскутного шитья» («Старая-новая ляпачиха», «Волшебные уголки», «Лоскутные рубашки») подскажут, с чего начать и как с помощью обычных лоскутов ткани и вашей фантазии можно сделать множество оригинальных вещиц.

 - На выставках квилт-студии «Тропинка», которые традиционно проходят в Народного Галерее Кировского ОДНТ, вы каждый раз удивляете оригинальными по замыслу и воплощению изделиями…

 - В лоскутном шитье много дорог: кто-то с удовольствием шьет одеяло, другие «рисуют» лоскутом целые картины. У нас есть ряд работ «Оригами из ткани», здесь текстильная пластика; «Царевна-лягушка» выполнена в технике объемной аппликации, есть «Плетение из ткани». Сейчас «в тренде» микст, смешение стилей, поэтому традиционные сюжеты соседствуют с авангардными образцами, а коллективное творчество с индивидуальным. Лоскут – он такой универсальный, что всё возьмет: и вышивку, и батик, и макраме, и кружево. Выбор за мастерицей.

- Говорят, что лоскутные вещи обладают лечебными «терапевтическими» свойствами, это так?

 - Конечно, вещи, сделанные своими руками, обладают определенной энергетикой. Пэчворк, как и любой другой вид рукоделия, сам по себе медикоментозен - в своей основе. И люди эти изделия давно так «употребляют». Например, подарить лоскутное одеяло новорожденному – это значит, пожелать ему сладкого сна и оберечь от бед. Считалось, что младенцу в одеяльце с «родным» запахом было спокойнее. В приданом невесты всегда присутствовало такое одеяло, она шила его сама, — как залог счастливого брака.

- Над чем вы сейчас работаете?

 - Этот вопрос мне задают часто. Отвечаю: Моё время для творчества – это лето. Весь остальной год «учу уроки»: продумываю, прорабатываю новые темы. А результат – в работах моих учениц.

 - Спасибо!