Версия сайта для слабовидящих

Новости

10.04.2024
Народный театр «Муза» приглашает на спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева.
Читать далее…

Новости из районов

11.04.2024
Открытие персональной выставки картин Члена Союза художников России Кирпикова В.В. в Троицком Доме культуры Белохолуницкого района
Читать далее…

Итоги конкурсов

16.04.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

 В 2018 году квилт-студии "Тропинка" Кировского ОДНТ исполняется 15 лет. О традициях и современных тенденциях этого вида творчества мы побеседовали с замечательным руководителем "Тропинки", народным мастером Кировской области Лией Алексеевной Пустовойт, для которой лоскутное шитье стало не просто увлечением, но делом всей жизни.

16 марта в Народной галерее Кировского областного Дома народного творчества состоялось открытие XV юбилейной областной выставки-конкурса «Чудо лоскутное».

 

Лия Алексеевна, 15-летний юбилей квилт-студии «Тропинка» можно назвать своего рода рубежом, с которого начнется новый этап творчества. С какими чувствами Вы занимались подготовкой этой юбилейной выставки?

Л. П. Да, 15-летний юбилей – это не шутка, и, конечно, хотелось бы, чтобы выставка показала максимум потенциала моих учениц. Выставке предшествовали определенные занятия, где выяснилось, что можно работать группами, можно работать коллективами, которые берут на себя обязательства выполнить специальные работы именно для этого события. Даже мне самой в этом году захотелось в паре со своей коллегой Любовью Дитятьевой выполнить небольшую совместную работу, которую я назвала «Нескучная классика». Работа собрала в себе процентов на 80 ткани, исторически для меня важные. Это печатные рисунки нашего родного отечественного производства, которые я копила уже очень долгие десятилетия. Поэтому готовясь к выставке, 15-летнему юбилею, хотелось показать старания и свои собственные, и, конечно же, в обязательном порядке, моих учениц, их максимальное трудолюбие.

Выставки «Чудо лоскутное» всегда поражают воображение яркостью, теплом, оригинальными решениями. На что следует особенно обратить внимание, осматривая эту экспозицию?

Л. П. Каждый год, весной, делая выставку «Чудо лоскутное», мы не конкретизируем конкретную тему, допустим, «Как прекрасен этот мир» или что-то в таком роде. Мы просто назвали ее однажды и навсегда – «Чудо лоскутное». Этим самым мы показываем, что выставки собирают в себе очень много направлений. На что обратить внимание посетителям? В первую очередь любой посетитель, сведущий он или не сведущий, обращает внимание на огромное количество работ, их разнообразие. Разнообразие форм, направлений, стиля и авторского почерка. Но когда проходит некоторое время, то каждый человек находит что-то интересное именно для него. Кому-то нравится, как выполняются сумки, кому-то нравится, как выполняются одеяла, кто-то придет поучиться, как можно сделать диванную подушку. А кто-то увидит рукотворные куклы. Всему находится место на нашей выставке, и даже одежде, выполненной в лоскутной технике.

Занятия в студии «Тропинка» показывают: шитье уже не просто ремесло, а процесс создания настоящих произведений искусства. Кого из Ваших учеников отличает особый стиль?

Л. П. В наших группах достаточно много учениц, с каждым годом подходят новые. Многие из них, поучившись, уходят в свободное плавание и именно так и должно быть. Но многие остаются и учатся дальше, занимаются самостоятельно с помощью интернета, книг, журналов и постепенно у человека вырабатывается свой авторский почерк. Естественно, запоминаются авторы, которые выработали себе этот почерк и с достоинством его несут, не размениваясь на что-то другое.

Среди таких замечательных учениц хочется отметить, из нынешних, Князеву Ирину Федоровну. Она работает в очень редкой и в очень сложной технике лоскутного жанра, которой обучиться невозможно. Нужно ее чувствовать внутри и внутренне быть художником. Работает она в технике арт-лоскут. И уже несколько лет впечатляет своими работами не только Кировский ОДНТ и его зрителей, а также мастеров России на Ивановском и других фестивалях. Кроме Ирины Князевой, очень современного, смелого автора, я могу назвать, конечно, и других мастериц, имеющих почерк ювелира, что очень сложно в лоскутном шитье. Это Любовь Дитятьева из Кирово-Чепецка, которая с удовольствием выполняет очень сложные работы. В таком же почерке как Любовь Дитятьева, но немножечко в своем жанре работает Елена Лещева. Елена владеет, как мне кажется, в совершенстве, техникой машинной стежки. Такая техника требует не только терпения, внимания и аккуратности, она требует особого подхода. Этим подходом обладает не каждая ученица. Но Лена Лещева оказалась у нас одной из таких мастериц, она дополнительно обучается он-лайн у Любови Лежаниной, очень много времени и сил уделяет этому виду искусства и ряд работ на выставке достойно показывает ее умения.

Среди других учениц мне всегда хочется отметить тех, кто работает в наших замечательных русских традициях. Например, наша Ирина Крашенинникова. Многие годы она ходит на занятия и всегда во всем она видит русское начало. Даже в европейских техниках, что, конечно, приятно. Возможно, я могу назвать еще Галину Балахничеву. Будучи женой художника, она и сама стала художником. А, возможно, и была им. Поэтому каждое ее полотно - безусловный творческий замысел, очень глубокий порой, очень оригинальный, и каждый год она нас тоже радует своими новыми работами не просто как лоскутница, а как художник. Лариса Зырина – наш новатор. Она посещает мастер-классы, связанные с изучением современных технологий лоскутного жанра. И ее любовь к новому тоже приносит свои плоды, потому что до нее мы, например, не знали как можно красить с помощью ржавого гвоздя или выжигать на фетре. Все это может показать наша ученица Лариса Зырина.

Все-таки, почему именно квилт, лоскут, почему за эти годы Вы не отошли к другому виду творчества?

Л. П. В свое время, когда я только-только начала сознавать саму себя, то есть в далеком детстве, у меня сразу, откуда, я не знаю, зародилась любовь к тряпочкам. Я прекрасно помню, что я их начала собирать еще будучи 4-5-ти летним ребенком. Собирать отовсюду, где они могли бы попасться мне: от шитья мамы на швейной машине, от посещения бабушки в деревне. Я собирала лоскуточки величиною с ладошку, заботливо приклеивала на странички простой ученической тетради. И пыталась с помощью этих лоскутков представить их будущее, например, в каком-нибудь платьице. То есть практически почти с самого рождения, сама того не сознавая, я начала готовиться к этой работе, которая сейчас занимает всю мою жизнь.

Потом, к концу школы, у меня сформировалось четкое решение выбрать себе профессию, связанную с тканью, и я отправилась учиться на конструктора-модельера. С удовольствием училась, о годах учебы остались замечательные воспоминания. Наш техникум славится на всю Россию до сих пор, и он дает не просто знания, а толчок в жизнь для принятия этой профессии. И поскольку лоскутное шитье на втором своем витке зародилось у нас в России относительно поздно, не сразу оно нашло отклик в душах моих учениц и какое-то время приходилось заниматься с девочками просто кройкой, моделированием и шитьем. Но как только я почувствовала, что общество созрело, сразу дело пошло в гору.

На всем этом протяжении большого отрезка моей жизни у меня ни разу не возникало желания изменить что-то в своей жизни в отношении профессии или выбранного хобби. Хобби и профессия слились. Это, наверное, случай очень счастливый. И я никогда не сомневалась в этом выборе, что самое приятное, и всегда чувствовала, что оно меня поддерживает в жизни.

А у Вас есть любимые работы, может быть, целые коллекции, которые Вам особенно дороги?

Л. П. Работы все не запомнишь. Они создавались каждый год, и продолжают создаваться. Я хочу сейчас вспомнить о двух очень памятных для меня проектах. Они не совсем новые, возможно, им лет по шесть. Они были созданы одновременно еще в Кирово-Чепецком сообществе, нашем филиале. Группой девочек было задумано к Ивановскому фестивалю подготовить что-то русское, но в то же время что-то необычное, чтобы задержать глаз зрителя, что-то не заезженное. А ведь Ивановский фестиваль существует очень давно и там очень много всего уже просмотрено. И когда я это поняла, я стала искать, что может тронуть души посетителей своей новизной и одновременно традицией. И мне пришла в голову очень, как мне кажется, интересная мысль в тот момент – собрать группу единомышленников, тех, кто не боится труда, и создать работу, которая снова, обращаюсь к тому же, показывает нам красоту ивановских ситцев, наших знаменитых мануфактур – барановской, карабановской ситцевых мануфактур. У меня были очень хорошие энциклопедические источники, откуда я могла черпать эти знания, то есть не просто опираясь на опыт и память, а именно на научную литературу.

И тогда мы с группой единомышленников, нас было человек восемь примерно, собрались, рассмотрели это все внимательно, опять же из своих коллекций, из тех старых тканей, что я с детства коллекционировала и из коллекций своих учениц, мы набрали тканей, которые, на наш взгляд, наиболее эффектно представляли старую печать, печатный старый рисунок. Этот печатный рисунок мы решили увеличить с помощью рукотворной вышивки, то есть, глядя на картинку ткани, мы вышивали ее отдельно, чтобы этот рисунок показать зрителю крупно, рукотворно, с помощью своих стежков имитируя его полностью.

Вот такую сложную оригинальную задачу мы тогда себе поставили. И надо сказать, что отнеслись мы к ней с большой серьезностью, работа у нас получилась, и работу мы назвали «С благодарностью». Вот так необычно – с благодарностью тем художникам, тем мастерам печатного рисунка в ситцах, которые сейчас уже давно ушли и ситцев этих нет, осталась только память. И вот эту память мы решили таким образом осуществить или обозначить. Этот проект побывал на двух фестивалях, и я должна отметить, что я видела лица людей, у них слезы стояли в глазах от того что они поняли. Это была наша цель и мы, кажется, ее достигли.

Еще одни проект из той же поры – когда другая группа учениц также с нашей подачи решила сделать имитацию на тему русские тканые коврики-половички. Оказывается, наши мастерицы Вятки могли очень многое, и они очень хорошо делали русские народные коврики. Правда, мастерицы на Руси тоже были разные, были более сильные, были менее сильные, и мы выбрали труд самых интересных мастериц по ткачеству домашних половых ковриков. И этот труд воспроизвели лоскутным способом, имитируя его. Имитация была очень тонкой, своеобразной. Пришлось подумать на эту тему. Когда мы выставили этот триптих на Суздальском фестивале, он занял лауреатское место.

Лоскутное шитье – искусство, сохранившееся с далекого прошлого, и ставшее чрезвычайно популярным в последние десятилетия, позволяющее сохранить традиции и создать ультра-модные изделия. В каком направлении сейчас движется это направление творчества?

Л. П. Лоскутное шитье развивается грандиозными шагами. Все это пошло активно в России с 2000 года, как мне кажется, может, чуть раньше, а вообще считается, что вторая волна развития лоскутного шитья в России пошла с 70-х годов прошлого века. Но, к сожалению, тогда еще на Вятке мы этим не занимались. Активно начали заниматься приблизительно с 2000 года. Конечно, тогда, в самом начале нашего развития, мы изучали только азы, и говорить о том, как сейчас все происходит, было бы рано. Но сейчас пути достаточно конкретизируются. И часть лоскутниц, в том числе и мы, в первую очередь уважаем традиции и хотим эти традиции развивать.

Русский народ, всегда умея собирать лоскутки, придумал очень много интересных технологий. Часть этих технологий уже разошлась по всему миру, кто-то даже предпочитает назвать их своими, но это не факт. Дело в том, что еще со времен старообрядцев, с глубоких времен, когда люди разных регионов еще не имели таких тесных контактов между собой, найдены были молельные коврики, показывающие, что русское лоскутное шитье имело все возможности для прекрасного развития. И это те традиции, которыми мы гордимся и стараемся их как-то осовременить. Да, традиции лоскутного шитья можно сделать современными и дать им новый виток жизни. Это, по-моему, самый правильный путь развития.

Однако все не стоит на месте. Лоскутное сообщество в мире очень велико. Мне кажется сейчас если не каждый второй, то каждый третий занимается лоскутным шитьем, в том числе даже дети и мужчины. Поэтому полностью снесены границы между европейским лоскутным шитьем и отечественным, между Азией и Европой и сейчас, бывая по миру, ты видишь, что развитие лоскутного шитья, несомненно, кроме традиционных взглядов несет в себе очень много новаций авторских идей. Например, так называемый арт-лоскут, в котором мастерица применят кроме обычных известных тканей множество материалов, на первый взгляд совершенно не подходящих вообще к работе с лоскутом. Но, оказывается, подходят.

Еще будучи в 2007 году в Канаде я была на мастер-классе, где нас учили работать с фольгой, крышками консервных банок, с какими-то металлическими предметами, которые встраиваются в изделие и очень оригинально там работают. Сейчас можно встретить в интернете массу подобных изделий. Работать в этом жанре достаточно сложно, не понимая его русской душой, однако все равно работать нужно, развитие должно происходить в разных направлениях.

В этом учебном году с факультативной группой (это те ученицы, которые уже имеют опыт шитья и опыт работы в нашей школе) мы проходим тему под сокращенным названием «Резалки». В этой теме даны европейские подходы к шитью и крою, где достаточно скорым образом происходит процесс создания полотна. В нем есть большая доля ассоциативных мыслей. То есть мы можем добавить лоскут определенного цвета и в этой технологии показать море, в этой же технологи можно показать рассвет или закат, взяв другие ткани. В этой же технологии можно показать радость, а можно показать философию. Техника будет одна, а ткани будут разные. Вот этот подход девочки осваивают с большим удовольствием, хотя для нас он тоже новый. Вот так примерно я вижу развитие, однако в самом лоскутном шитье абсолютно нет границ. Здесь работать можно в одежде, в аксессуарах, в предметах быта и все эти жанры активно и с удовольствием осваиваются нашими девочками.

«Тропинку» знают не только во многих регионах России, но и за рубежом. Какие фестивали оказались для Вас наиболее полезными в профессиональном плане?

Л. П. Замечательно, что в своей творческой жизни мне удалось побывать на серьезных зарубежных фестивалях, открывших мне глаза во многих направлениях. 2007 год – это Канада, где мне удалось побывать с группой единомышленников, надеюсь, лучших мастериц России. Это был первый фестиваль нашего русского отечественного лоскутного шитья для Канады. Я обратила внимание, насколько интересно было на выставке американцам и канадцам, а также другим зарубежным гостям. Вспоминала сразу старые времена, когда в музей стояла огромная очередь. Примерно так было и в Канаде, когда люди отстаивали очередь, чтобы попасть на нашу выставку. Это зрелище грело душу. Чему же там можно было научиться? Именно там я увидела, как широк и разнообразен лоскутный мир. Я там получила очень сильный заряд и толчок к тому, чтобы организовывать дефиле у нас здесь, в ОДНТ. Именно с 2007 года ежегодно мы показываем лоскутную программу дефиле. Все благодаря тому, что я побывала в Канаде и поучаствовала в самом первом своем дефиле для американцев и канадцев.

Поездка в Англию открыла мне глаза на Европу в самом рафинированном, чистом, строгом образе мыслей, где, чтобы попасть в гильдию лоскутников, надо иметь большое количество работ, званий. То есть я увидела, что лоскутный мир очень организованный. Это не просто любители, это люди, которые имеют прекрасное образование и могут действительно приобщить нас из хобби к профессиональному миру.

Еще была поездка на замечательный фестиваль «Перекресток» в Эльзасе, Франция. Провинциальная Франция показала мне свою красоту, красоту лоскутного мира в его разнообразии, потому что именно туда съезжается все мастера Европы, Америки, Японии и показывают друг другу свои работы. Там представлено самое большое количество разнообразных работ, и увидеть разный жанр в величии своем удалось именно там. И еще Франция меня зарядила на то, что лоскутное шитье обязательно должно быть красивым и профессиональным, вызывать в первую очередь приятные эмоции.

В России до сих пор главенствующим фестивалем считается Ивановский биеннале. Сейчас очень активно работает фестиваль в Суздале под руководством Риммы Быбиной, которая смогла этот фестиваль сделать международным в полном смысле слова. Сейчас эти фестивали мы считаем своим долгом не просто посещать, а участвовать в них. Замечательно работают москвичи, особенно мы любим ездить на изумительный московский фестиваль «Квилт-фест». Он бывает ежегодно, в апреле, вот как раз собираемся сейчас туда. Этот фестиваль международный, и там есть замечательные мастер-классы лучших мастеров не только России, но и Японии, Америки, а также страничка, которую мы так любим – это дефиле, и там мы обязательно участвуем.

Поездки по России и за рубеж, участие в самых престижных конкурсах и фестивалях лоскутного шитья, высокий уровень профессионализма… Наверное, Вы достигли всего, о чем мечтали. Есть еще непокоренные вершины?

Л. П. Конечно, наш путь в развитии лоскутного шитья уже достаточно весомый, 15 лет – это большая цифра. Но возникает такая ситуация, наверное, у всех, что чем больше изучаешь какое-то искусство, какое-то ремесло, какое-то дело, тем больше остается непознанных, неузнанных тобою вещей, то есть, дальше в лес, больше дров. По этой причине я могу сказать, например, что чем дальше я живу, тем больше у меня возникает вопросов и желаний ответить на эти вопросы конкретно моей выбранной профессии. Дороги, которые открывает сейчас лоскутный мир, очень разнообразны и в каждой из них есть то, чем мы могли бы заниматься. И мы будем с удовольствием этим заниматься.

Спасибо, Лия Алексеевна, желаем Вам и Вашим ученицам неиссякаемого вдохновения, осуществления самых смелых замыслов, побед во всех престижных конкурсах и ждем новых лоскутных шедевров!