Версия сайта для слабовидящих

Новости

19.04.2024
Коллектив ОДНТ вышел на субботник
Читать далее…

Новости из районов

25.04.2024
В Дворце культуры "Металлург" состоялось очередное знаковое событие - благотворительный концерт "Своих не бросаем"
Читать далее…

Итоги конкурсов

24.04.2024
Сводные оценочные листы областных конкурсов
Читать далее…

Предлагаем вашему вниманию еще одно интервью, посвященное исконному вятскому промыслу. Об этнографических экспедициях вглубь Кировской области, о многолетней работе на прославленной фабрике "Идеал" рассказывает Елена Николаевна Зашихина, мастер народных художественных промыслов Кировской области. 

Елена Николаевна, Вы знаете все о вятской росписи. У Вас обширный опыт участия в этнографических экспедициях по Кировской области. Как это происходило?

Е. З. Сейчас есть возможность развивать роспись, ходить по выставкам, музеям, смотреть на старинные работы, сравнивать, а в 80-е годы, когда мы работали на фабрике «Идеал», мы работали почти вслепую. Экспедиции только начинались. Василий Алексеевич Барадулин, автор многочисленных книг по свободно-кистевой росписи, еще только начинал издавать свои книги. Нами занимались художники из Москвы, показывали особенности росписи. Тогда мы эту роспись еще называли урало-сибирской, не углубляясь в изучение ее особенностей. И тогда именно Василий Алексеевич Барадулин выделил вятскую школу росписи. Сегодня мы уже имеем возможность изучить всю стилистику данной росписи и развивать ее дальше. Мы можем сравнивать свои творческие возможности и создавать грамотные вещи.

Мы начинали ездить в экспедиции, в Богородский район, в 1985 году. Ездили мы составом в три человека. Художник Научно-исследовательского института художественных промыслов (г. Москва) - Ольга Ситникова. Она сейчас член Союза художников в Москве. Мы с ней поддерживаем отношения. Виолетта Анатольевна Работинская, искусствовед, работавшая тогда в объединении «Умелец», и я. Мы ходили по домам, стучали в двери, и если нас пускали, а чаще всего нас пускали, заходили во все клети, ограды, в горницу, и в каждом доме находили по пять-шесть сундуков – полноценных, хороших, очень интересных сундуков. У нас не было цифровой техники, были только черно-белые фотоаппараты, и мы брали картонные папки, садились на завалинку и прямо на коленях рисовали цветовые сочетания.

Виолетта Анатольевна потом, двадцать лет спустя, призналась, что она очень переживала, так как полностью отвечала за нас, двадцатилетних девчонок. В экспедиции мы находились около месяца. Ситуации бывали разные. Однажды около села Рождественское мы перевернулись на уазике. Шел сильный ливень, и грунтовая дорога превратилась в кашу. Приезжали в деревню в босоножках. Местный секретарь поселкового совета принесла нам тогда каждой по резиновой паре сапог.

Конечно, впечатлений была масса. В одном из домов деревни Сарапул Богородского района к нам вышла сгорбленная бабулечка и когда мы увидели изумительный сундук, только шаг в сторону сделали, хотели его рассмотреть, она на него села и говорит: «Не пущу». Осталось тайной, что за сундук, что в нем находится. Это, пожалуй, единственный случай был, когда не дали посмотреть. А так всегда местные жители очень доброжелательны были, никогда не отказывали. Нам объяснили, что иногда приезжали какие-то люди, представлялись художниками, собирателями коллекций, а сами обворовывали, забирали и увозили иконы, старинные вещи. В селе Ухтым Богородского района запомнилась Покровская церковь, по своей ценности сравнимая с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

Удивительные были люди, с которыми приходилось работать. Тепло вспоминаю Виолетту Анатольевну Работинскую, очень талантливого человека. Она ко всему прочему замечательно пела низким оперным голосом. А года четыре назад, когда я была у нее дома, она мне показала свои живописные работы, портреты – изумительная академическая живопись. Она показывала свои картины членам Союза художников и Андрей Широков, наш кировский художник, высоко оценил ее талант. Чудо-человек.

Еще в 1985 году мы ездили в экспедицию в Опаринский район. С нами был Александр Сергеевич Гораздин. Он сейчас возглавляет Ассоциацию художников декоративных искусств в Москве, куда входит две тысячи человек. Он художник по ткачеству, был два года назад в Кирове с выставкой в музее Васнецовых. Мы с ним встречались и в селе Рябово. То, что они все были оптимистами, подбадривали нас шуткой, очень помогало переносить трудности в экспедициях.

В Опаринском районе уже в 1985 году находили заброшенные деревни, где не осталось ни одного жителя. Видели один дом, полностью расписанный. Жаль было его оставить, хотелось стены выломать, с собой увезти, но не было такой возможности и мы только зарисовывали. А вот участники клуба «Мир» даже переплывали речку на самодельном плоту, чтобы перевезти расписную доску изумительной работы.

То есть работали два вида экспедиций. Наши экспедиции просто зарисовывали цветовые сочетания, а второй вид экспедиций - позднее этим занялся как раз историко-краеведческий клуб «Мир» - собирали экспонаты и привозили их на своих спинах или на машинах, на чем угодно. Экспедиции, в которые я ездила, имели огромное значение для нас, художников фабрики "Идеал".

В те годы нас держали строго в рамках. Всех видели и слышали, кто, чем занимается на фабрике. А сейчас, готовясь к этой выставке, все художники работали дома без всяких худсоветов, и когда принесли свои изделия, в том числе и резьбу по дереву, я увидела, что народ-то у нас очень грамотный, все хранят традиции. Никто не контролировал, никакой Художественный совет, но все принесли абсолютно грамотные, очень душевно исполненные, очень красивые работы. Огромное спасибо мастерам, всем участникам.

Сейчас стоит проблема сохранения самой техники старинной вятской росписи. Вы много делаете для популяризации этого промысла.

Е. З. Сегодня популяризация – это еще и работа в Интернете. Приходится работать с сайтами, которые неверно истолковывают информацию, связываться с редакторами, администраторами, объяснять, присылать фотографии. Хочется, чтобы история нашего края была правдивой. Кроме того, мы ведем группу «Клуб любителей вятской росписи».

Также еще лет пять я провожу курсы с учителями ИЗО области. Я рассказываю им теорию, потом веду мастер-классы. Проводила занятия в Центре досуга «Практикум» от Ремесленной палаты. Ко мне приходили на занятия 23 человека, работали с большим энтузиазмом, некоторые из них вообще впервые взяли в руки кисти и краски, но были среди них и профессиональные художники, даже архитектор. Провожу мастер-классы во всех музеях. В лингвистический центр «Релод» меня приглашают. В общем, работаю на самых разных площадках. Мне хочется передать знания, нравится, когда есть последователи.

Как будет развиваться этот промысел в дальнейшем?

Е. З. Мастерам надо чаще встречаться, обмениваться планами, идеями. Вот мы с Марией Теодоровной Пируевой хотим для этой цели организовать творческие дачи. Большая надежда на выпускников Кировского технологического колледжа, где опытными и знающими преподавателями являются Пируева Мария Теодоровна и Кирикова Светлана Александровна. Будущее промысла зависит, наверное, исключительно от нашего оптимизма, настроя, желания творить.

Будем надеяться, что искусство вятской росписи не угаснет со временем, дело продолжат мастера - энтузиасты народных промыслов. Удивительно гармоничные произведения искусства, представленные на выставке "Вятская роспись" в ОДНТ можно увидеть до 27 июня.

Репортаж о выставке ГТРК "Вятка"

На фото дипломная работа студентки Кировского технологического колледжа Любови Татариновой, учившейся росписи у Елены Николаевны Зашихиной (преподаватель и руководитель дипломной работы Мария Теодоровна Пируева).